Мультфильм Кошмар перед Рождеством.
«Кошмар перед Рождеством» (1993) — культовая страшная киносказка-мюзикл от трех гениев своего дела Генри Селика, Тима Бертона и легендарного Дэнни Эльфмана. Она полюбилась и детям, и взрослым, получив ярлык «золотой классики». Итак, что особенного в мультфильме кроме оригинальной кукольной анимации и бертоновской атмосферы? Предлагаем вместе с нами посетить город Хэллоуин и проникнуться драмой короля мистического октябрьского праздника…
Это, прежде всего, причудливый, фантастический мир композитора Дэнни Эльфмана. Нас подхватывает и бросает в разные стороны музыкальный вихрь Эльфмана. Создатель музыки к фильму «Эдвард Руки-ножницы» нас развлекает, пугает, завораживает, интригует, в этом королевстве Хэллоуина. Мистика, эпатаж, отчаянные поиски света и счастья в королевстве теней, монстров и привидений…
Фильм получил большое количество положительных отзывов на Rotten Tomatoes — 94% от критиков и 91% от зрителей. Кроме любви фанатов кино, «Ужас» также неплохо «отбился» в прокате — при бюджете в 18 млн., мультфильм собрал 75 млн. долларов…
Музыка «Кошмара перед Рождеством» объединяет самые разные жанры и настроения. Она постоянно держит в напряжении, не отпускает ни на секунду … Мюзикл иногда чем-то напоминает рок-оперу, временами — оперетту, местами — концерт поп-звезд, симфонию и камерное выступление андеграунда в пабе или на улице. Несколько удручающая, но в то же время добродушная.
Мультфильм часто называют «самым известным проектом Тима Бертона, которым он не занимался». На самом деле, «Ужас» только базируется на его поэме и очерках, а режиссером и ответственным за картину выступал мультипликатор Генри Селик…
Очевидно, режиссер Генри Селик в мультфильме подбирал актеров, прежде всего, по голосам. И ему удалось создать особое звучание. Неудивительно, что очень яркого короля теней Джека — главного героя ленты — играет сразу два актера: Крис Сарандон говорит, а композитор Дэнни Эльфман поет … Таким образом, Эльфман не только создал весь этот странный мир музыкальных инструментов и звуков, но и наполнил его своим голосом.
«Чистое обаяние, «Кошмара перед Рождеством» Тима Бертона создает уникальный и удивительный мир. Этот замечательный фильм является настоящей классикой с использованием стоп-экшн анимации», — пишет критик Кэндис Рассел, в «Саус Флорида Сан-Сентинел».
Творения художника Дина Тейлора — стильное, целостное и довольно изысканное, учитывая специфическую тему ужасов и загробной жизни. Образы — яркие, иногда — даже феерические. До отвращения или безумной симпатии. В общем картинка прекрасно вписывается в сюжет и музыкальную составляющую работы.
Сюжет картины рассказывает о моральных терзаниях и поисках себя, харизматичного Повелителя тыкв Джека Скеллингтона (Крис Сарандон, Дэнни Эльфман). Пока весь город Хэллоуин, населенный разношёрстной нечистью и ужасами из кошмаров на любой вкус, готовится ко Дню всех Святых, герой и моральный образец горожан Джек не находит себе места. Живой скелет устал от ежедневной рутины, славы и внимания.
Это фильм в стиле Хэллоуина с его тыквенно-демонической бутафории. Впрочем, король страшных тыкв Джек — удивительно добрый. Эта доброта и свет стремятся вырваться наружу, но не находят места в его мире. Джеку надоела его привычная и сомнительная роль призрака-чучела. Ему уже не интересно сеять страх и ненависть. Кризис среднего возраста, так сказать. И хотя попытка изменить мир темноты и стать Санта-Клаусом провалилась, огонек любви он все-таки зажег…
«Кошмар перед Рождеством» — универсальная киноклассика и для Хэллоуина, и для зимних праздников. Мультфильм с одной стороны демонстрирует безграничное количество монстров и нечисти, а с другой показывает, что они могут быть хорошими и отзывчивыми, они «просто делают свое дело». Душевная и по-рождественски нежная, экранная повесть окутывает и затягивает, смотрится на одном дыхании. Но, при этом, не является одноразовой «развлекалкой», а несет довольно неординарную для детского проекта мораль…
Генри Селик, известный по работе «Коралина в Стране Кошмаров», и легендарный Тим Бертон создали необычную и очень атмосферную музыкальную сказку о Рождестве, о свете и тьме. Где «темные» герои стремятся к свету и любви. «Кошмар перед Рождеством» — не классическая веселая рождественская история, а что-то новое, драматическое и оригинальное. Как сочетание Хэллоуина и Рождества, света и тьмы, сказки и реальности, как в жизни…
Для тех, кто привык к диснеевским принцессам и засахаренным старым историям «Ужас» может стать культурным шоком. Кукольный мультфильм выдержан в черных тонах с вкраплениями приглушенных зеленых, оранжевых и фиолетовых оттенков. Подобное цветовое решение в дальнейшем стало визитной карточкой проектов команды Бертона…
Главной и бесспорной звездой картины является Джек Скеллингтон. Не имея ни слишком оригинальной внешности, ни экстравагантного образа, он завораживает каждый момент своего экранного времени. Любитель Шекспира, он по-гамлетовски завораживает, а порой становится настоящим деспотичным Макбетом. В течение фильма персонаж растет, признает свои ошибки, иронически относится к самому себе и потому является, возможно, лучшим примером для детей, чем затертые идеализированные герои. Но, из-за чрезмерно кропотливых и любовных отношений авторов к главному персонажу, второстепенные герои не отличаются такими же интересными и многогранными характерами — они лишь служат исполнителями действий, толкающих сюжет вперед, а не настоящими художественными единицами. Также жаль, что авторы потеряли возможность сделать неординарного Бугимена по-настоящему интересным и продуманным антагонистом, а не картонным мелким вором.
Музыка из мультфильма — нечто совершенно удивительное. Сразу понятно, что мистическим баллом заправлял признанный маэстро Эльфман. Мелодии приятные и застревают в голове, требуя раз за разом напевать «Это Хэллоуин» или «Бедный Джек». Оригинальная озвучка тоже на высоком уровне — не зря сам вышеупомянутый композитор исполнил все вокальные партии Джека самостоятельно. Стоит отметить и русский дубляж, который вышел на удивление удачным. Хотя тексты песен пострадали и стали уже слишком простыми …
«Кошмар перед Рождеством» несет интересный и познавательный смысл для молодого поколения. Мультфильм наглядно демонстрирует, что такое кризис личности; он говорит, что не всегда получается так как тебе бы хотелось, показывает, что следует признавать свои ошибки и находить в негативном и хорошее. Эстетически привлекательный и первый в своем роде «Ужас» был, есть и остается великолепной историей, которую хочется смотреть снова и снова и делиться ею с другими …